Решение конференции
XVII открытая Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» состоялась 16-17 мая 2019 года в Новосибирске. Конференция организована Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) совместно с Новосибирским государственным университетом (НГУ), при поддержке Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Торгово-промышленной палаты РФ, АНО «Цифровая экономика».
Цель конференции – обмен передовым опытом взаимодействия университетов и индустрии информационных технологий при участии государства.
К участию в конференции зарегистрировались 626 и приняли очное участие около 250 человек. Среди участников – ведущие преподаватели российских вузов, сотрудники и преподаватели колледжей, учителя информатики и сотрудники школ, представители научных организаций, институтов развития и коммерческих компаний.
На конференции были представлены 3 панельных дискуссии, 4 пленарных и 21 секционный доклад, митап «Новые подходы к преподаванию ИТ», стендовые доклады, 3 мастер-класса, дискуссионный клуб по вопросам преподавания информатики в общем и дополнительном образовании.
Спонсорами и партнерами конференции выступили компании: «1С», IBM, «Новые облачные технологии».
Конференция выступила партнером хакатонов АПКИТ, организованных компаниями «1С», КРОК и IBM – на конференции обсуждались итоги и перспективы соревнований в формате хакатонов.
Конференция постановила:
1. Сохраняя фундаментальные аспекты подготовки специалистов, продолжить усиление практической направленности основных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования в области информатики и вычислительной техники с ориентацией на перспективные требования цифровой экономики.
2. Отметить важную роль квалифицированных ИТ-кадров в инновационном развитии региона.
3. Отметить важность соответствия системы подготовки ИТ-кадров ключевым мировым и отечественным трендам развития технологий наряду с цифровой экосистемой региона.
4. Уделить особое внимание профессиональной ориентации школьников в области ИТ и их мотивации к изучению информатики.
Конференция рекомендует:
Профильным министерствам России и Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:
5. Поддержать увеличение контрольных цифр приема на ИТ-направления подготовки в соответствии с перспективными потребностями цифровой экономики согласно индикаторам национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».
6. Совершенствовать законодательную базу с целью большего вовлечения компаний ИТ-отрасли в учебный процесс, обеспечить нормативное регулирование взаимодействия ИТ-компаний и образовательных организаций в вопросах подготовки ИТ-специалистов,
7. Снизить административную нагрузку на работников ИТ-отрасли, приходящих преподавать в вузы.
8. Развивать механизмы стимулирования компаний, направляющих своих ИТ-специалистов для профильной преподавательской деятельности в образовательных организациях различных уровней образования – от общего до высшего.
9. При поступлении абитуриентов на специальности бакалавриата в области информатики и вычислительной техники предоставить выбор образовательной организации высшего образования считать вступительное испытание по информатике и ИКТ либо обязательным, либо альтернативным со вступительным испытанием по физике по выбору абитуриента. То есть, во втором случае при поступлении по результатам сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) абитуриент может представить по своему выбору либо результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ, либо по физике.
10. Учитывая важность математической подготовки специалистов для цифровой экономики, не снижать уровень подготовки по математике в основном общем образовании, и в положениях ФГОС основного общего образования сохранить условия для математической подготовки на уровне, достаточном для формирования компетенций технического профиля.
11. В примерных основных образовательных программах основного общего образования базового уровня и выше в предметной области информатика отвести фиксированное обязательное время на разделы, связанные с изучением программирования.
12. Увеличить объем курса информатики в составе образовательной программы основного (полного) общего образования в 10-11-х классах с учетом задач цифровой экономики.
13. В мероприятиях национальных программ, посвященных развитию образования и кадров для цифровой экономики уделить особое внимание подготовке и повышению квалификации учителей информатики.
14. Расширить возможности использования результатов проектной деятельности школьников в области информатики и ИКТ для поступления в вузы.
15. Включить в критерии оценки эффективности вузов участие преподавателей образовательных организаций в профильных конференциях.
Образовательным организациям высшего и среднего профессионального образования:
16. Обратить внимание на проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области информатики и вычислительной техники с участием экспертного сообщества АПКИТ. Отметить лучшие практики в ведущих университетах и поддержать их распространение.
Образовательным организациям высшего образования:
17. Рекомендовать наращивать запрос контрольных цифр приема на обучение по ИТ-направлениям подготовки в соответствии с актуальными потребностями региона в ИТ-кадрах. Информировать комитет АПКИТ по образованию о случаях и причинах значительного сокращения числа бюджетных мест, как в заявках образовательных организаций, так и по итогам конкурсной процедуры – по сравнению с заявленным количеством.
18. Проработать вопрос создания магистерской программы подготовки учителей информатики.
Образовательным организациям среднего профессионального образования:
19. Рекомендовать сочетать процедуры ГИА и/или аттестации по профессиональным модулям с независимой оценкой квалификации, принять участие в соответствующем эксперименте НАРК и СПК-ИТ.
ИТ-индустрии, Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ):
20. Расширять новые формы работы со студентами и университетами, включая проведение хакатонов.
21. Принять активное участие в создании системы описания компетенций цифровой экономики и ее интеграции в национальную систему квалификаций, взаимосвязанную с профессиональными стандартами и образовательными стандартами.
22. Принять активное участие в проработке механизмов стимулирования компаний, направляющих своих ИТ-специалистов для преподавательской деятельности в образовательных организациях.
23. Проработать сочетание независимой оценки квалификации в области ИТ с демонстрационным экзаменом по стандартам Ворлдскиллз.
24. Для формирования спроса на образовательные стартапы у системы образования со стороны ИТ-сообщества взаимодействовать с системой образования.
25. Проработать механизмы включения требований к цифровым компетенциям для разных направлений подготовки.
26. При разработке и актуализации профессиональных стандартов предусматривать перспективы профессионального роста специалистов.
27. Провести хакатон АПКИТ по теме разработки чат-бота для взаимодействия с участниками конференции на этапе ее подготовки.