Модель процесса обучения в компьютерной системе

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Воронежский государственный педагогический университет
В процессе создания модели управления процессом обучения, необходимо рассмотреть стадии деятельности – мотивационный поиск, целеобразование и предметное преобразование. Сюда также входят и подструктуры деятельности: побудительная, инструментальная и контролирующая. Для задания деятельности в предметной области задаются объективные и субъективные компоненты. Исходя из принципов деятельности создается цикл деятельности в предметной области. Имеется цель деятельности, выраженная в терминах текущих характеристик предметной области.
Повышение эффективности обучения считается одной из важнейших задач общества. Эффективность обучения, в настоящее время, связана с использованием информационных технологий и напрямую зависит от качества обучающих программ, степени их соответствия особенностям образовательного процесса. Таким образом, задача создания полноценных обучающих систем, имеющая тридцатилетнюю историю, остается актуальной и сегодня.

 

Модель процесса обучения в компьютерной системе, целью которой является обучение деятельности в предметной области через интеграцию знаний данной предметной области во внутреннюю модель деятельности, представляется следующим образом

Модель управления процессом обучения деятельности.

Имеется цель деятельности, выраженная в терминах текущих характеристик предметной области. Пока цель обучаемым не достигнута, но потенциально существует возможность ее достижения из текущей ситуации, повторяется следующая последовательность действий:

1)    на основании текущих характеристик предметной области (параметров проблемной ситуации) и действий обучаемого по их преобразованию с учетом законов, действующих в этой предметной области, генерируется их изменение;

2)    через анализ текущей ситуации, оценок текущей ситуации, даваемых обучаемым, и его действий по преобразованию ее, производится диагностика зна­ний и процесса деятельности;

3)    по результатам диагностики проводится управление деятельностью обучаемого.

Поэтому необходимо ввести критерии сформированности внутренней модели и ее эффективности, которые в свою очередь будут критериями эффективности предложенной модели обучения деятельности.

Эффективность деятельности (Е) - векторная характеристика, имеющая смысл количества разного рода затрат для достижения цели деятельности

Е= f(G, Тех, Inf).

Ее можно оценивать по следующим направлениям:

1) с точки зрения целенаправленности G (оценки продвижения от целей нижнего - к целям верхнего уровня);

2) с точки зрения технологии совершения Тех (процедурные знания в предметной области);

3) информационной основы принятия решений Inf (фактические знания в предметной области).

Алгоритм анализа процесса формирования внутренней модели

деятельности у обучаемого

1.          Представляется программная среда для свободного осуществления деятельности обучаемым. Блок "Интегрированная модель деятельности экспертов в предметной области " и блок "Управление деятельностью" исключаются (рис.2.). Определяется эффективность наблюдаемой деятельности Е1={G1, Тех, Inf1 }.

2.          Представляется программная среда для осуществления деятельности в соответствии с "интегрированной моделью деятельности экспертов в предметной области " через предоставление последовательности выборов ответов и решений обучаемому блоком "Управление деятельностью". Определяется эффективность наблюдаемой деятельности Е2={G2, Тех2, Inf2}.

3.          Условия деятельности аналогичны п. 1. Определяется эффективность наблюдаемой деятельности Е3={G3, Тех3, Inf3}.

Сравнение полученных оценок эффективности наблюдаемой деятельности. Е12 -показатель эффективности использования интегрированной модели деятельности экспертов в предметной области;

Е23- показатель усвоения модели деятельности экспертов в предметной области, обучаемым;

Е13 - показатель воздействия модели на поведение.

Список использованных источников
  1. 1. Ластед Л.Б. Введение в проблему принятие решений в медицине. – М.: Мир 1971
  2. 2. Леонтьев А.Н. «Единицы» и уровни деятельности. //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология 1978.№2.
  3. 5. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы), 1984.
  4. авыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование, Ереван,1982
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Послевузовское профессиональное
Ключевые слова  Процесс обучения, модель обучаемого, предметная область, обучаемый, эффективность, цель, деятельность, анализ, информация.