Модель процесса обучения в компьютерной системе
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)
Модель процесса обучения в компьютерной системе, целью которой является обучение деятельности в предметной области через интеграцию знаний данной предметной области во внутреннюю модель деятельности, представляется следующим образом
Модель управления процессом обучения деятельности.
Имеется цель деятельности, выраженная в терминах текущих характеристик предметной области. Пока цель обучаемым не достигнута, но потенциально существует возможность ее достижения из текущей ситуации, повторяется следующая последовательность действий:
1) на основании текущих характеристик предметной области (параметров проблемной ситуации) и действий обучаемого по их преобразованию с учетом законов, действующих в этой предметной области, генерируется их изменение;
2) через анализ текущей ситуации, оценок текущей ситуации, даваемых обучаемым, и его действий по преобразованию ее, производится диагностика знаний и процесса деятельности;
3) по результатам диагностики проводится управление деятельностью обучаемого.
Поэтому необходимо ввести критерии сформированности внутренней модели и ее эффективности, которые в свою очередь будут критериями эффективности предложенной модели обучения деятельности.
Эффективность деятельности (Е) - векторная характеристика, имеющая смысл количества разного рода затрат для достижения цели деятельности
Е= f(G, Тех, Inf).
Ее можно оценивать по следующим направлениям:
1) с точки зрения целенаправленности G (оценки продвижения от целей нижнего - к целям верхнего уровня);
2) с точки зрения технологии совершения Тех (процедурные знания в предметной области);
3) информационной основы принятия решений Inf (фактические знания в предметной области).
Алгоритм анализа процесса формирования внутренней модели
деятельности у обучаемого
1. Представляется программная среда для свободного осуществления деятельности обучаемым. Блок "Интегрированная модель деятельности экспертов в предметной области " и блок "Управление деятельностью" исключаются (рис.2.). Определяется эффективность наблюдаемой деятельности Е1={G1, Тех, Inf1 }.
2. Представляется программная среда для осуществления деятельности в соответствии с "интегрированной моделью деятельности экспертов в предметной области " через предоставление последовательности выборов ответов и решений обучаемому блоком "Управление деятельностью". Определяется эффективность наблюдаемой деятельности Е2={G2, Тех2, Inf2}.
3. Условия деятельности аналогичны п. 1. Определяется эффективность наблюдаемой деятельности Е3={G3, Тех3, Inf3}.
Сравнение полученных оценок эффективности наблюдаемой деятельности. Е12 -показатель эффективности использования интегрированной модели деятельности экспертов в предметной области;
Е23- показатель усвоения модели деятельности экспертов в предметной области, обучаемым;
Е13 - показатель воздействия модели на поведение.
- 1. Ластед Л.Б. Введение в проблему принятие решений в медицине. – М.: Мир 1971
- 2. Леонтьев А.Н. «Единицы» и уровни деятельности. //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология 1978.№2.
- 5. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы), 1984.
- авыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование, Ереван,1982
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Послевузовское профессиональное |
Ключевые слова | Процесс обучения, модель обучаемого, предметная область, обучаемый, эффективность, цель, деятельность, анализ, информация. |
|