Решение конференции
РЕШЕНИЕ
XVIII открытой Всероссийской конференции
«Преподавание информационных технологий в Российской Федерации»
XVIII открытая Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» состоялась 14-15 мая 2020 года в онлайн-формате. Конференция организована Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) совместно с Московским физико-техническим институтом (национальным исследовательским университетом), при участии Минкомсвязи России и Минобрнауки России.
Цель конференции – обмен передовым опытом взаимодействия университетов и индустрии информационных технологий при участии государства.
В мероприятиях конференции приняли участие 888 человек, подано 160 тезисов докладов. Среди участников – ведущие преподаватели российских вузов, сотрудники и преподаватели колледжей, учителя информатики и ИКТ, представители научных организаций, институтов развития и коммерческих компаний.
В программе конференции были представлены выступления представителей Минобрнауки и Минкомсвязи, пленарные доклады, панельная дискуссия «ИТ-образование 2020. Учим и учимся из дома», круглый стол «ИТ-кадры после кризиса», 7 секционных сессий, в фокусе которых такие тематики, как: современные тренды развития информационных технологий, российские государственные программы и проекты поддержки ИТ-образования, новые формы подготовки ИТ-специалистов, успешные форматы и лучшие практики взаимодействия с индустрией, новые форматы подготовки к олимпиадам по информатике и программированию в условиях самоизоляции и многое другое. На конференции подведены итоги организованного АПКИТ конкурса учебных планов молодых преподавателей вузов.
В конференции приняли активное участие представители ряда ИТ-компаний: «1С», IBM, Huawei, «Новые облачные технологии», Auriga, Luxoft, SearchInform, ЦВТ Softline. Для участников конференции организованы 3 онлайн мастер-класса компаний по актуальным вопросам преподавания информационных технологий.
Конференция постановила отметить:
1. Большое значение для развития цифровой экономики количественного и качественного состава специалистов в области информационных технологий.
2. Высокую актуальность для развития цифровой экономики в России профессиональной ориентации школьников в области ИТ и их мотивации к изучению информатики.
3. Актуальность непрерывной сквозной подготовки ИТ-специалистов на протяжении всей жизни (школа – колледж – вуз – постдипломное образование).
4. Ключевую роль математического образования на всех ступенях ИТ-подготовки.
5. Растущую роль дистанционных технологий и массовых онлайн курсов в учебном процессе.
6. Усиление и глобализацию конкуренции при найме сотрудников в ИТ-команды.
Конференция рекомендует:
Профильным министерствам России, Комитетам Государственной Думы ФС, институтам развития образования:
7. Поддержать увеличение контрольных цифр приема на ИТ-направления подготовки в соответствии с перспективными потребностями цифровой экономики согласно индикаторам национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».
8. Способствовать привлечению специалистов ИТ-отрасли к преподаванию в вузах и колледжах, в том числе путем снижения административной нагрузки на совместителей в системе преподавания, с целью усиления практической составляющей профессионального образования.
9. Рассмотреть возможность проведения в дистанционном режиме промежуточных и итоговой аттестаций обучающихся.
10. При проектировании образовательных программ подготовки ИТ-специалистов предусмотреть возможность дуальной формы обучения после второго курса, при которой студент сочетает работу в компании и обучение в вузе. Отметить особую значимость дуальной формы обучения для ускоренных программ подготовки ИТ-кадров.
11. Поддержать соревнования по алгоритмическому программированию и сквозным цифровым технологиям, как инструмента популяризации и подготовки кадров для цифровой экономики.
12. Рассмотреть возможность засчитывать модули (зачетные единицы) в рамках реализации основных профессиональных программ высшего образования, получаемых студентами в рамках образовательных программ дополнительного и дополнительного профессионального образования.
13. Актуализировать методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн) в части развития нормативно-правовых способов переноса требований профессиональных стандартов в образовательные программы профессионального образования и учета требований профессиональных стандартов, не входящих в перечни рекомендуемых в приложениях к ФГОС.
14. Обеспечить учет результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ при приеме на все образовательные программы бакалавриата и специалитета по направлениям обучения в области информатики и вычислительной техники.
15. При формировании требований к цифровым компетенциям для разных (не ИТ) направлений подготовки учитывать необходимость понимания базовых принципов информационных процессов и технологий в конкретной профессиональной области по направлению подготовки.
16. Обратить внимание на важную роль программирования в структуре примерных основных образовательных программ основного общего образования.
17. Увеличить объем курса информатики в составе образовательной программы основного (полного) общего образования в 10-11-х классах с учетом задач цифровой экономики.
18. В мероприятиях национальных программ, посвященных развитию образования и кадров для цифровой экономики уделить особое внимание подготовке и повышению квалификации учителей информатики.
19. В связи с расширением дистанционного обучения и соответствующих контрольных процедур обеспечить доступность для образовательных организаций решений в области прокторинга.
Образовательным организациям высшего и среднего профессионального образования:
20. Обратить внимание на востребованность специалистов в следующих областях: облачные технологии, высоконагруженные распределенные сервисы, киберфизические системы, искусственный интеллект, распределенные вычисления, периферийные вычисления, автоматизация промышленных процессов и производств.
21. При формировании компетенций специалистов обратить внимание на ожидание ИТ-отрасли возрастания таких требований к ИТ-специалистам как инновационное мышление, навыки командной работы и коммуникаций, самоорганизация, личная ответственность, готовность работать на результат.
22. Рекомендовать проведение профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ на основе профессиональных стандартов в области информационных технологий с участием экспертного сообщества АПКИТ. По итогам ПОА отметить лучшие практики и поддержать их распространение.
23. Обратить внимание на большую значимость изучения прикладных ИТ-дисциплин студентами бакалавриата и специалитета по направлениям подготовки в области ИТ на 1-м и 2-м курсах обучения.
24. Шире использовать форматы смешанного и сетевого образования в условиях стремительного развития дистанционных форм обучения.
Образовательным организациям высшего образования:
25. Рекомендовать усилить проведение профессиональной ориентации школьников с привлечением ИТ-компаний.
26. Обеспечить прикладной характер подготовки ИТ-специалистов и формирования профессиональных компетенций в области ИТ для специальностей других направленностей, раскрывая базовые принципы процессов и технологий.
27. Распространить практику образования в области культуры работы с данными как на технические, так и на социо-гуманитарные специальности, с учетом как инструментальных, так и этических и юридических аспектов.
Образовательным организациям среднего профессионального образования:
28. Рекомендовать сочетать процедуры ГИА и/или аттестации по профессиональным модулям с независимой оценкой квалификации.
29. Принять участие в экспериментальном проведении ГИА в форме демонстрационного экзамена в сочетании с независимой оценкой квалификации.
ИТ-индустрии, Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ):
30. Продолжить методическую и организационную работу для проведения независимой оценки квалификации (НОК) в области ИТ в сочетании с демонстрационным экзаменом по стандартам Ворлдскиллз, разработать механизм учета результатов демонстрационных экзаменов при проведении практического этапа профессионального экзамена по НОК в области информационных технологий.
31. При проведении профессионально-общественной аккредитации (ПОА) уделить особое внимание методике проведения ПОА в дистанционном формате; принять участие в разработке программы повышения квалификации по проведению ПОА образовательных программ в области ИТ.
32. Совместно с Федеральными УМО в области высшего и среднего профессионального образования по информатике и вычислительной технике проработать вопрос организации на постоянной основе образовательных мероприятий в области применения профессиональных стандартов в образовательных программах с целью формирования соответствующих компетенций выпускников в области ИТ.
33. Поддержать инициативу Программы «Кадры для цифровой экономики» по разработке «Индекса применения в работе обучающихся общеобразовательных школ цифровых ресурсов (инструментов, источников, сред, сервисов), широко применяемых в повседневной и профессиональной практике».
34. Отметить положительную практику проведения «Уроков цифры», рекомендовать усилить коммуникацию с учителями, структурировать методические материалы для учителя на сайте акции.
35. Использовать лучшие практики привлечения работодателей в учебный процесс, создания базовых кафедр и других структур, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, в ведущих вузах и колледжах, использования учебных курсов и ресурсов ИТ-индустрии.
36. Расширить практику проведения конкурса учебных планов курсов молодых преподавателей, усилив приглашение к участию в конкурсе представителей региональных вузов.
37. Развивать систему взаимодействия с участниками конференции на этапе ее подготовки и проведения.