Решение конференции
РЕШЕНИЕ
Двадцатой первой открытой Всероссийской конференции
«Преподавание информационных технологий в Российской Федерации»
(2023 год)
Двадцать первая открытая Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» состоялась 18-19 мая 2023 года в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского. Конференция организована Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) в партнерстве с ассоциациями РУССОФТ, АРПП «Отечественный софт», Альянс RISC-V, при участии Минцифры России и АНО «Цифровая Экономика». Конференция поддержана компаниями «1С», «Хаб Знаний МойОфис», «ИнфоТеКС», «Лаборатория Касперского», ГК «Астра», «Мобильное электронное образование» (МЭО), «Р7».
Цель конференции – обмен передовым опытом взаимодействия университетов и индустрии информационных технологий при участии государства.
В мероприятиях конференции приняли участие 725 человек из 497 организаций в 186 городах России и Белоруссии, из них 256 участвовали очно, количество просмотров онлайн превысило 4 тысячи. Подано 260 тезисов докладов. Среди участников – ведущие преподаватели российских вузов, сотрудники и преподаватели колледжей, учителя информатики и ИКТ, представители научных организаций, институтов развития и коммерческих компаний.
В рамках конференции состоялась дискуссия «Новые возможности развития кадрового потенциала ИТ-отрасли», прошли круглые столы «Дружим за ИТ кадры», «Безболезненный переход на отечественные решения: миф или реальность», «Отечественные ПАК (программно-аппаратные комплексы) - какие специалисты нужны стране», «Проблемы образования в сфере информационной безопасности» и другие.
Для участников конференции были организованы 5 онлайн мастер-классов компаний по актуальным вопросам преподавания информационных технологий.
2. Большое значение инициатив и проектов «Код будущего», «Урок цифры», «Цифровые кафедры», «Цифровые профессии», существенно повлиявших на профориентационную работу с молодежью в области ИТ, и рост компетенций новых ИТ-кадров.
3. Целесообразность создания современных ИТ-кампусов с целью развития ИТ образования в ведущих научных центрах России.
4. Благодарность Нижегородскому государственному университету им. Н.И. Лобачевского за замечательную организацию конференции.
5. Необходимость усиления взаимодействия системы образования и индустрии, в том числе привлечения сотрудников ИТ-компаний для преподавания в вузах.
6. Необходимость получения практического опыта ИТ-преподавателей в ведущих ИТ и цифровых компаниях.
7. Важность повышения оплаты труда преподавателей ИТ-дисциплин для устранения дефицита преподавателей с необходимым уровнем компетенций.
Профильным министерствам России, Комитетам Государственной Думы и Совета Федерации ФС РФ, институтам развития образования:
8. Поддержать сбалансированный рост контрольных цифр приема на те ИТ-направления подготовки, профессиональные компетенции которых в основном направлены на достижение квалификации в сфере ИТ и информационной безопасности, с тем чтобы прием на бюджетные места по этим направлениям возрастал пропорционально росту по всем направлениям подготовки, ориентированным на разработку алгоритмов и программ пригодных для практического применения, утвержденных приказом Минцифры России от 28 февраля 2022 г. № 143 «Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
9. Организовать совместно с АПКИТ и АНО «Цифровая экономика» исследование проблем вузов, не добравших обучающихся до заявленного уровня контрольных цифр приема по ИТ-специальностям с целью выявления причин недобора.
10. В связи с укрупнением направлений в 01 укрупненной группе специальностей и направлений подготовки отметить важность сохранения ИТ специфики программ по направлениям «Прикладная математика и информатика» и «Прикладная математика». Отметить достижения мирового уровня в подготовке ИТ-специалистов по этим программам на базе ведущих научных ИТ-школ в России. Отметить важность сохранить и преумножить достижения ведущих ИТ-школ по прикладной математике и информатике в новых преобразованиях.
11. В условиях изменения системы образования в образовательных программах подготовки ИТ-специалистов развивать преподавание ИТ-дисциплин на протяжении всего периода обучения, не снижая количества выделяемых на них часов, в том числе на младших курсах.
12. Отметив, как важное, заметное повышение количества обучающихся на цифровых кафедрах, конференция считает важным повышать качество подготовки специалистов: активнее привлекать индустриальных партнеров для разработки и реализации образовательных программ, больше внимания уделить экспертизе программ на стадии согласования и рекомендовать образовательным организациям активнее реагировать на замечания экспертов.
13. Прописать во ФГОС ИТ-специальностей минимальное количество зачетных единиц и их долю для аудиторной работы по дисциплинам ИТ-блока.
14. Министерству образования и науки РФ совместно с Минцифры России и отраслевыми объединениями рекомендовать провести ревизию имеющихся образовательных программ на предмет исключения из них устаревших или неактуальных программных решений, а также при формировании перечня программным продуктов для образовательных организаций учитывать наличие образовательной инициативы компании или методологии применения программного продукта.
15. Одновременно с повышением контрольных цифр приема прогнозировать и осуществлять в необходимом объеме подготовку ИТ-преподавателей.
16. Рекомендовать смягчить требования наличия ученой степени для преподавателей по ИТ-специальностям при условии наличия опыта практической деятельности в сфере ИТ.
17. Уделить внимание вопросам государственной поддержки ИТ-образования в университетах: привлеченных и штатных преподавателей, научно-прикладных проектов. Рассмотреть возможности поддержки преподавателей ИТ-дисцилин: программа целевых грантов, введение должности профессора по ИТ, снижение обязательной нагрузки.
18. Для преподавания дисциплин в области информационной безопасности привлекать сотрудников профильных регуляторов.
19. Сохранить – не сокращать – сроки обучения в СПО по ИТ-специальностям для обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена, востребованных в ИТ-отрасли и ИТ-подразделениях предприятий других отраслей в условиях растущих требований к ИТ-специалистам.
20. Рекомендовать Минпросвещения России в связи с растущим конкурсом на ИТ-специальности СПО рассмотреть создание перечня мероприятий (олимпиады, соревнования, конкурсы), дающих дополнительные баллы поступающим наряду со средним баллом по аттестату.
Образовательным организациям высшего и среднего профессионального образования:
21. При разработке учебных планов по образовательным программам ИТ-специальностей применять подход, при котором ИТ-дисциплины, необходимые для достижения базового уровня квалификации в профессии, и математика изучаются на 1-2-м курсах, а гуманитарные и общеобразовательные дисциплины отнесены на 3-4-й курсы обучения. В рамках реализации рекомендаций по формированию учебных планов бакалавриата при обучении ИТ-специалистов для цифровой экономики, письмо Минобрнауки России №МН-5/31788 от 14.09.2022, активно применять практики сотрудничества ведущих университетов и компаний, прежде всего в рамках практической проектной деятельности.
22. Инициировать и поддерживать совместные исследовательские и производственные проекты на реальных задачах для развития компетенций вузовских специалистов с вовлечением и погружением индустриальных партнеров в образовательный процесс.
23. Отметить приоритетность подготовки специалистов для создания отечественного аппаратного обеспечения и программно-аппаратных комплексов; для решения данной задачи обратить внимание на необходимость целостного подхода и согласованной подготовки специалистов по разным группам специальностей и важность использования открытых стандартов и спецификаций, в т.ч. RISC-V технологий.
24. Рекомендовать расширять опыт организации при вузах студенческих КБ с задачами и финансированием от партнеров.
25. Рекомендовать ИТ-кафедрам вузов и их партнерам в ИТ-отрасли предоставлять реальные проекты для школьников, которые мотивируют выбирать ИТ-направления подготовки.
26. Создавать реальные кейсы в рамках решения производственных задач предприятия, предъявлять их образовательным организациям и вовлекать в проектирование ПАК и соответствующие активности конструирования и моделирования студентов профильных специальностей и школьников в рамках внеурочной и проектной деятельности.
27. Для прямого взаимодействия с ведущими цифровыми компаниями России с целью совместной подготовки ИТ-кадров, организации цифровых кафедр, а также интеграции в образовательные программы решений работодателей, рекомендовать использование каталога образовательных инициатив «ЦифрОбраз» (цифробраз.рф).
ИТ-индустрии:
28. Проанализировать условия предоставления для образовательных учреждений программ и стимулирования предоставления бесплатных версий или условий предоставления за символическую плату. Составить карту соответствия.
29. Активнее вовлекать студентов в реальные проекты. Рассмотреть возможность участия ИТ компаний в проектной работе со школьниками в рамках предмета информатика.
30. Уделить внимание вопросам актуализации перечня и содержания ФГОС СПО по ИТ-направлениям – с учетом рациональности их реализации в системе среднего профессионального образования и соответствия отраслевой практике трудоустройства и работы с молодыми специалистами.
31. Расширить свои образовательные инициативы (академические программы) обязательным встраиванием методологии использования решений, совместно с вузами сформировать типовые рабочие программы дисциплин с предоставлением учебных материалов для встраивания российских технологий и уделить особое внимание содержательной части совместных программ.
32. Запустить в вузах программы дополнительного образования, в том числе, в электронном варианте, для знакомства с отечественными продуктами.
33. Проинформировать образовательное сообщество о существовании каталога образовательных инициатив и программ по российским решениям АРПП «Отечественный софт» https://arppsoft.ru/obrazovanie/ и каталога образовательных инициатив «ЦифрОбраз» (https://цифробраз.рф).
34. Реализовать механизмы обмена опытом взаимодействия небольших ИТ компаний с учебными заведениями.
35. Шире использовать каналы комплексного системного сотрудничества с вузами на уровне Советов ректоров.
Цель конференции – обмен передовым опытом взаимодействия университетов и индустрии информационных технологий при участии государства.
В мероприятиях конференции приняли участие 725 человек из 497 организаций в 186 городах России и Белоруссии, из них 256 участвовали очно, количество просмотров онлайн превысило 4 тысячи. Подано 260 тезисов докладов. Среди участников – ведущие преподаватели российских вузов, сотрудники и преподаватели колледжей, учителя информатики и ИКТ, представители научных организаций, институтов развития и коммерческих компаний.
В рамках конференции состоялась дискуссия «Новые возможности развития кадрового потенциала ИТ-отрасли», прошли круглые столы «Дружим за ИТ кадры», «Безболезненный переход на отечественные решения: миф или реальность», «Отечественные ПАК (программно-аппаратные комплексы) - какие специалисты нужны стране», «Проблемы образования в сфере информационной безопасности» и другие.
Для участников конференции были организованы 5 онлайн мастер-классов компаний по актуальным вопросам преподавания информационных технологий.
-
Конференция постановила отметить:
2. Большое значение инициатив и проектов «Код будущего», «Урок цифры», «Цифровые кафедры», «Цифровые профессии», существенно повлиявших на профориентационную работу с молодежью в области ИТ, и рост компетенций новых ИТ-кадров.
3. Целесообразность создания современных ИТ-кампусов с целью развития ИТ образования в ведущих научных центрах России.
4. Благодарность Нижегородскому государственному университету им. Н.И. Лобачевского за замечательную организацию конференции.
5. Необходимость усиления взаимодействия системы образования и индустрии, в том числе привлечения сотрудников ИТ-компаний для преподавания в вузах.
6. Необходимость получения практического опыта ИТ-преподавателей в ведущих ИТ и цифровых компаниях.
7. Важность повышения оплаты труда преподавателей ИТ-дисциплин для устранения дефицита преподавателей с необходимым уровнем компетенций.
-
Конференция рекомендует:
Профильным министерствам России, Комитетам Государственной Думы и Совета Федерации ФС РФ, институтам развития образования:
8. Поддержать сбалансированный рост контрольных цифр приема на те ИТ-направления подготовки, профессиональные компетенции которых в основном направлены на достижение квалификации в сфере ИТ и информационной безопасности, с тем чтобы прием на бюджетные места по этим направлениям возрастал пропорционально росту по всем направлениям подготовки, ориентированным на разработку алгоритмов и программ пригодных для практического применения, утвержденных приказом Минцифры России от 28 февраля 2022 г. № 143 «Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
9. Организовать совместно с АПКИТ и АНО «Цифровая экономика» исследование проблем вузов, не добравших обучающихся до заявленного уровня контрольных цифр приема по ИТ-специальностям с целью выявления причин недобора.
10. В связи с укрупнением направлений в 01 укрупненной группе специальностей и направлений подготовки отметить важность сохранения ИТ специфики программ по направлениям «Прикладная математика и информатика» и «Прикладная математика». Отметить достижения мирового уровня в подготовке ИТ-специалистов по этим программам на базе ведущих научных ИТ-школ в России. Отметить важность сохранить и преумножить достижения ведущих ИТ-школ по прикладной математике и информатике в новых преобразованиях.
11. В условиях изменения системы образования в образовательных программах подготовки ИТ-специалистов развивать преподавание ИТ-дисциплин на протяжении всего периода обучения, не снижая количества выделяемых на них часов, в том числе на младших курсах.
12. Отметив, как важное, заметное повышение количества обучающихся на цифровых кафедрах, конференция считает важным повышать качество подготовки специалистов: активнее привлекать индустриальных партнеров для разработки и реализации образовательных программ, больше внимания уделить экспертизе программ на стадии согласования и рекомендовать образовательным организациям активнее реагировать на замечания экспертов.
13. Прописать во ФГОС ИТ-специальностей минимальное количество зачетных единиц и их долю для аудиторной работы по дисциплинам ИТ-блока.
14. Министерству образования и науки РФ совместно с Минцифры России и отраслевыми объединениями рекомендовать провести ревизию имеющихся образовательных программ на предмет исключения из них устаревших или неактуальных программных решений, а также при формировании перечня программным продуктов для образовательных организаций учитывать наличие образовательной инициативы компании или методологии применения программного продукта.
15. Одновременно с повышением контрольных цифр приема прогнозировать и осуществлять в необходимом объеме подготовку ИТ-преподавателей.
16. Рекомендовать смягчить требования наличия ученой степени для преподавателей по ИТ-специальностям при условии наличия опыта практической деятельности в сфере ИТ.
17. Уделить внимание вопросам государственной поддержки ИТ-образования в университетах: привлеченных и штатных преподавателей, научно-прикладных проектов. Рассмотреть возможности поддержки преподавателей ИТ-дисцилин: программа целевых грантов, введение должности профессора по ИТ, снижение обязательной нагрузки.
18. Для преподавания дисциплин в области информационной безопасности привлекать сотрудников профильных регуляторов.
19. Сохранить – не сокращать – сроки обучения в СПО по ИТ-специальностям для обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена, востребованных в ИТ-отрасли и ИТ-подразделениях предприятий других отраслей в условиях растущих требований к ИТ-специалистам.
20. Рекомендовать Минпросвещения России в связи с растущим конкурсом на ИТ-специальности СПО рассмотреть создание перечня мероприятий (олимпиады, соревнования, конкурсы), дающих дополнительные баллы поступающим наряду со средним баллом по аттестату.
Образовательным организациям высшего и среднего профессионального образования:
21. При разработке учебных планов по образовательным программам ИТ-специальностей применять подход, при котором ИТ-дисциплины, необходимые для достижения базового уровня квалификации в профессии, и математика изучаются на 1-2-м курсах, а гуманитарные и общеобразовательные дисциплины отнесены на 3-4-й курсы обучения. В рамках реализации рекомендаций по формированию учебных планов бакалавриата при обучении ИТ-специалистов для цифровой экономики, письмо Минобрнауки России №МН-5/31788 от 14.09.2022, активно применять практики сотрудничества ведущих университетов и компаний, прежде всего в рамках практической проектной деятельности.
22. Инициировать и поддерживать совместные исследовательские и производственные проекты на реальных задачах для развития компетенций вузовских специалистов с вовлечением и погружением индустриальных партнеров в образовательный процесс.
23. Отметить приоритетность подготовки специалистов для создания отечественного аппаратного обеспечения и программно-аппаратных комплексов; для решения данной задачи обратить внимание на необходимость целостного подхода и согласованной подготовки специалистов по разным группам специальностей и важность использования открытых стандартов и спецификаций, в т.ч. RISC-V технологий.
24. Рекомендовать расширять опыт организации при вузах студенческих КБ с задачами и финансированием от партнеров.
25. Рекомендовать ИТ-кафедрам вузов и их партнерам в ИТ-отрасли предоставлять реальные проекты для школьников, которые мотивируют выбирать ИТ-направления подготовки.
26. Создавать реальные кейсы в рамках решения производственных задач предприятия, предъявлять их образовательным организациям и вовлекать в проектирование ПАК и соответствующие активности конструирования и моделирования студентов профильных специальностей и школьников в рамках внеурочной и проектной деятельности.
27. Для прямого взаимодействия с ведущими цифровыми компаниями России с целью совместной подготовки ИТ-кадров, организации цифровых кафедр, а также интеграции в образовательные программы решений работодателей, рекомендовать использование каталога образовательных инициатив «ЦифрОбраз» (цифробраз.рф).
ИТ-индустрии:
28. Проанализировать условия предоставления для образовательных учреждений программ и стимулирования предоставления бесплатных версий или условий предоставления за символическую плату. Составить карту соответствия.
29. Активнее вовлекать студентов в реальные проекты. Рассмотреть возможность участия ИТ компаний в проектной работе со школьниками в рамках предмета информатика.
30. Уделить внимание вопросам актуализации перечня и содержания ФГОС СПО по ИТ-направлениям – с учетом рациональности их реализации в системе среднего профессионального образования и соответствия отраслевой практике трудоустройства и работы с молодыми специалистами.
31. Расширить свои образовательные инициативы (академические программы) обязательным встраиванием методологии использования решений, совместно с вузами сформировать типовые рабочие программы дисциплин с предоставлением учебных материалов для встраивания российских технологий и уделить особое внимание содержательной части совместных программ.
32. Запустить в вузах программы дополнительного образования, в том числе, в электронном варианте, для знакомства с отечественными продуктами.
33. Проинформировать образовательное сообщество о существовании каталога образовательных инициатив и программ по российским решениям АРПП «Отечественный софт» https://arppsoft.ru/obrazovanie/ и каталога образовательных инициатив «ЦифрОбраз» (https://цифробраз.рф).
34. Реализовать механизмы обмена опытом взаимодействия небольших ИТ компаний с учебными заведениями.
35. Шире использовать каналы комплексного системного сотрудничества с вузами на уровне Советов ректоров.