Решение конференции
РЕШЕНИЕ
Двадцать третьей открытой Всероссийской конференции
«Преподавание информационных технологий в Российской Федерации»
(2025 год)
Двадцать третья открытая Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» состоялась 15-17 мая 2025 года в г. Омске. Конференция организована Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) совместно с ассоциацией «ИТ-кластер Сибири» и Правительством Омской области, в партнерстве с ассоциациями РУССОФТ, АРПП «Отечественный софт», Альянс RISC-V. Конференция поддержана компаниями «Группа Астра», «1С», «Хаб Знаний МойОфис», Postgres Professional, Loginom, IBS.
Цель конференции – обмен передовым опытом взаимодействия университетов и индустрии информационных технологий при участии государства.
В мероприятиях конференции приняли участие 590 человек из 392 организаций в 152 городах 3 государств, из них более 360 человек участвовали очно. Среди участников – ведущие преподаватели российских вузов, сотрудники и преподаватели колледжей, учителя информатики и ИКТ, представители научных организаций, институтов развития и коммерческих компаний.
В рамках конференции состоялись:
- открытие конференции с обзором состояния ИТ-рынка, потребностей в количестве и качестве подготовки ИТ-специалистов, ключевых проблем и возможностей подготовки ИТ-кадров на всех уровнях образования;
- панельная дискуссия «Особенности сквозной подготовки ИТ специалистов в регионе. Значимость, проблемы и лучшие практики» (организатор – «ИТ-Кластер Сибири»);
- круглые столы «Преподаватели - мост между ИТ-индустрией и образованием» (организатор – ассоциация РУССОФТ) и «Российское ПО: цифровые решения для преподавателей предметных и ИТ-дисциплин» (организатор – ассоциация АРПП «Отечественный софт»);
- секции «Качество подготовки специалистов для новой технологической реальности. Инициативы и форматы сотрудничества образования и индустрии», «ИТ-образование в университете», секция «Актуальные вопросы перехода на новые ФГОС СПО по ИТ-направлениям в 2025-2026 гг.» (при участии членов ФУМО СПО 09.00.00 Информатика и вычислительная техника), «Роль СПО в развитии цифровой экономики региона», «Тренды и современные тенденции развития школьной информатики», «Технологии преподавания информатики и ИТ в общем и дополнительном образовании школьников».
Большое внимание было уделено вопросам искусственного интеллекта в ИТ образовании: состоялся тематический круглый стол под руководством сопредседателя программного комитета Сергея Белова и пленарный доклад Николая Золотых (Нижегородский госуниверситет) «Подготовка специалистов топ уровня в области искусственного интеллекта».
Для участников конференции были организованы мастер-классы компаний «Группа Астра», «1С», «Хаб Знаний МойОфис», Loginom по актуальным вопросам преподавания информационных технологий. Записи мероприятий доступны на сайте https://it-education.ru/conf2025/agenda/.
Конференция постановила:
1. Выразить благодарность системе образования, региональным органам власти, индустриальным ассоциациям в сфере ИТ за активное сотрудничество по вопросам подготовки российских ИТ-специалистов для укрепления кадрового суверенитета.
2. Выразить благодарность Правительству Омской области за активное участие в подготовке и проведении конференции.
3. Отметить большое значение проекта «Цифровые кафедры» для развития ИТ-компетенций в отраслях и поддержать его дальнейшую реализацию.
4. Отметить важность включения в цифровую повестку регионов инициатив и мероприятий Национального проекта «Экономика данных».
5. Поддержать позицию министерства цифрового развития по необходимости привлечению сотрудников индустрии к преподаванию и экспертизе образовательных программ в вузах.
6. В связи с тем, что искусственный интеллект (ИИ) продолжает активно трансформировать различные отрасли народного хозяйства, включая саму отрасль ИТ, интеграция углубленного ИИ образования в ИТ специальности необходима для подготовки будущих ИТ специалистов. Скоординированное внедрение в учебный процесс ориентированных на ИИ курсов, поощрение курсовых работ в сфере ИТ с использованием ИИ, активное сотрудничество с передовыми российскими ИТ компаниями будут способствовать конкурентоспособности выпускников на быстро меняющемся рынке труда, одновременно укрепляя репутацию университетов в сфере технологического образования.
7. Отметить необходимость получения практического опыта ИТ-преподавателей в ведущих ИТ и цифровых компаниях и развития системы стажировок ИТ-преподавателей.
8. Поддержать внедрение модели сквозной образовательной траектории подготовки кадров для цифровой экономики, охватывающей все уровни: «детский сад – школа – СПО/вуз – ИТ-компания», с обеспечением преемственности содержания и сопровождения обучающихся на всех этапах.
9. Поддержать инициативу пилотного проекта Омской области для решения проблемы нехватки учителей информатики в труднодоступных районах по использованию гибридного формата преподавания информатики в школах, совмещающего очные занятия с онлайн-обучением на цифровых платформах, и рекомендовать обязательное участие дистанционного учителя и куратора, находящегося непосредственно в школе. В случае успешного пилотного проекта рекомендовать разработку методических рекомендаций, регламентирующих реализацию гибридного формата преподавания информатики.
10. Рекомендовать регионам России формировать педагогические команды, включающие преподавателей вузов, студентов профильных направлений, педагогов дополнительного образования и ИТ-наставников, с целью поддержки школ, испытывающих дефицит учителей информатики.
Конференция рекомендует:
Профильным министерствам России, Комитетам Государственной Думы и Совета Федерации ФС РФ, институтам развития образования:
11. Минобрнауки России смягчить требования наличия ученой степени для преподавателей по ИТ-специальностям при условии наличия опыта практической деятельности в сфере ИТ.
12. Минобрнауки России пересмотреть квалификационные требования для педагогических работников, привлекаемых к преподаванию ИТ-программ, в целях допуска обучающихся по программам магистратуры по соответствующим направлениям подготовки к замещению должности ассистента (преподавателя).
13. Минобрнауки России в условиях изменения системы образования в образовательных программах подготовки ИТ-специалистов развивать преподавание ИТ-дисциплин на протяжении всего периода обучения, не снижая количества выделяемых на них часов, в том числе на младших курсах.
14. Минобрнауки России и Минпросвещения России довести до сведения образовательных организаций о существовании специальных программ и инициатив ИТ-компаний, проинформировать о существовании Каталога образовательных инициатив АРПП «Отечественный софт» для подбора требуемого программного решения и каталога образовательных инициатив «ЦифрОбраз» (https://цифробраз.рф).
15. Минобрнауки России и Минцифры России популяризировать лучшие практики разработки матриц компетенций выпускника как дополнение к профессиональным стандартам.
16. Минпросвещения России восстановить и продолжить реализацию программы повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения («5000 мастеров») по ИТ-направленностям в связи с высокой необходимостью модернизации образовательных программ, в том числе с учетом распространения и применения сервисов искусственного интеллекта.
17. Минпросвещения России при анализе требований к материально-техническому обеспечению образовательных программ рекомендовать включать программные продукты из реестра отечественного ПО при условии предоставления их поставщиками учебно-методических материалов и льготных условий использования в целях изучения в образовательных организациях.
18. При реализации образовательных программ среднего профессионального образования в сфере ИТ принципы контентной фильтрации интернет-ресурсов могут отличаться от аналогичных принципов в общеобразовательных программах, как для онлайн-инструментов профессиональной деятельности, так и для студенческих онлайн-проектов. В связи с этим конференция рекомендует Минцифры России упростить порядок подачи заявок на разблокировку сервисов и ресурсов при предоставлении услуг доступа к сети Интернет для решения образовательных задач организациями среднего профессионального образования. Например, от имени организации на портале «Госуслуги» или через личный кабинет пользователя.
19. Минтруду России и Федеральным УМО при сопряжении общероссийского Классификатора занятий и перечней направлений/профессий/специальностей подготовки обратить внимание на определение потребности в подготовке кадров при формировании контрольных цифр приема на ИТ-специальности, а также определение приоритетных направлений дополнительного профессионального образования.
20. Федеральным УМО по высшему образованию и среднему профессиональному образованию в сфере информатики и вычислительной техники инициировать совместную работу регуляторов, экспертов и педагогического сообщества, направленную на разработку унифицированных рабочих программ, современных учебных пособий и цифровых образовательных ресурсов, соответствующих актуальным профессиональным и образовательным стандартам и потребностям обучающихся в условиях активного внедрения отечественного программного обеспечения.
21. Федеральному УМО по общему образованию актуализировать содержание и методику обучения информатике в соответствие с современными потребностями отечественной экономики и социальной сферы с учетом трендов развития ИТ.
22. Минпросвещения России и Федеральному УМО по общему образованию совершенствовать изучение информатики на углубленном уровне на основе развития фундаментальной составляющей школьного образования.
23. Минпросвещения России и Федеральному УМО по общему образованию отметить, что по мнению учителей информатики - участников конференции содержание курса информатики на базовом уровне по объему превышает возможности качественного его изложения за один час в неделю. В связи с этим рекомендовать на базовом уровне увеличить количество часов информатики без существенного изменения концептуального содержания и/или рассмотреть возможность более раннего старта курса информатики. Отметить возможность и позитивный опыт образовательных организаций высшего образования по подготовке учителей по двум специальностям: начальное образование и информатика.
Образовательным организациям высшего и среднего профессионального образования:
24. Использовать реестр отечественного ПО, каталог совместимости ПО, каталог образовательных инициатив АРПП и каталог предложений бизнеса для образовательных организаций в сфере ИТ «ЦифрОбраз» для выбора оптимальных решений при формировании образовательных программ и оснащении образовательных организаций.
25. Активно участвовать в программах повышения квалификации преподавателей в сфере ИТ, разработанных и/или реализуемых с участием работодателей, таких как вебинары и сертификационные курсы.
26. Подчеркнуть важность подготовки квалифицированных специалистов в области разработки отечественной ИКТ-электроники и системного программного обеспечения; для решения данной задачи уделить особое внимание развитию углубленной практико-ориентированной инженерной подготовки с использованием отечественных решений и открытых стандартов и спецификаций, в т.ч. RISC-V технологий.
27. Для поддержания актуального уровня образовательных программ распространить практику РЭУ им. Г.В. Плеханова создания связанных комплексов для междисциплинарных проектов, демонстрирующих процессы, распределенные между программными системами различного предназначения.
28. Организациям среднего профессионального образования направлять на повышение квалификации всех педагогов, принимающих участие в реализации профессиональных модулей «новых» ФГОС СПО по УПСП 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».
Рекомендовать ИТ-индустрии:
29. Развивать инструменты взаимодействия и поддержки системы ИТ-образования, такие как каталоги образовательных инициатив и другие. Рассмотреть создание каталога электронных обучающих курсов как дополнение в каталоге «ЦифрОбраз».
30. Обеспечивать совместимость создаваемого ПО с современными операционными системами, актуальными для системы образования.
31. Проработать вопрос расширения программ повышения квалификации, предназначенных для преподавателей ИТ-дисциплин, с акцентом на практическое применение информационных технологий.
32. Совместно с ФУМО и Минобрнаукой России проработать предложение разрешить засчитывать за повышение квалификации преподавателей работу (по совместительству и по основному месту работы) в ИТ-компаниях на профильных должностях.
33. Рекомендовать поставщикам массового ПО продолжить создание и развитие программ сотрудничества с образовательными организациями с учетом потребностей системы среднего профессионального образования (СПО). Комитету АПКИТ по образованию с участием экспертов ФУМО СПО ИВТ и других представителей системы среднего профессионального образования исследовать вопросы совместимости отечественных операционных систем и средств разработки с целью определения области применимости данного ПО для реализации ФГОС СПО.
34. Рекомендовать комитету АПКИТ по образованию проработать предложение Минпросвещению России и Институту развития профессионального образования по реализации сервиса для работодателя для доступа к демонстрационным проектам выпускников среднего профессионального образования с целью проведения вендорской сертификации.
35. Обсудить комитетом АПКИТ по образованию необходимость рекомендовать Минпросвещения России включить в школьную программу по учебному предмету «Информатика» (углубленный уровень) вопросы по архитектуре компьютера, функциям операционных систем, концепции и основным характеристикам языков программирования высокого и низкого уровней, предметно-ориентированных языков, с учетом следующих мнений участников конференции:
- эти вопросы необходимо отразить в программе для достижения кадрового суверенитета в области системного программирования и микроэлектроники;
- эти вопросы так или иначе уже представлены в школьной программе;
- углубленный уровень информатики нельзя тематически нагружать больше, чем есть сейчас, поскольку его реализация даже в существующем виде предельно сложна в школе.
36. В связи с быстрым развитием новых технологий и профессий в сфере ИТ членам АПКИТ дать рекомендации по добавлению новых курсов, тем по новым ИТ-ролям, профессиям, технологиям в существующие программы высшего и среднего профессионального образования, классические курсы. Проводить тематические вебинары, краткосрочное повышение квалификации.
37. В рамках следующей конференции «Преподавание ИТ в России» предусмотреть мини-лекции про актуальные изменения в технологиях, профессиях и т.д.