Решение конференции
РЕШЕНИЕ
XIX открытой Всероссийской конференции
«Преподавание информационных технологий в Российской Федерации»
XIX открытая Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» состоялась 19-20 мая 2021 года в онлайн-формате. Конференция организована Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) при участии Минцифры России и Минобрнауки России и поддержке Совета ТПП РФ по развитию ИТ и Цифровой экономики.
Цель конференции – обмен передовым опытом взаимодействия университетов и индустрии информационных технологий при участии государства.
В мероприятиях конференции приняли участие 589 человек, подано 187 тезисов докладов. Среди участников – ведущие преподаватели российских вузов, сотрудники и преподаватели колледжей, учителя информатики и ИКТ, представители научных организаций, институтов развития и коммерческих компаний.
В программе конференции были представлены пленарные доклады, панельная дискуссия «Технологические тренды и современные ИТ специальности», круглый стол «Ключевые аспекты организации работы ведущих ИТ-факультетов России», круглый стол работодателей «ИТ кадры 2021-2030», 5 секционных сессий и дискуссионный клуб «Инициативы АПКИТ в области образования».
В конференции приняли активное участие представители ряда ИТ-компаний и объединений: НП «РУССОФТ» «1С», IBM, Huawei, «Базальт-СПО», «МойОфис», Red Hat, УЦ «Специалист», Luxoft, ГК Astra Linux, ИЦ «Таврида», «СимбирСофт», Zavtra.Online, AltLinux, «Ланит-Терком» и других.
Для участников конференции организованы 7 онлайн мастер-классов компаний по актуальным вопросам преподавания информационных технологий.
Конференция постановила отметить:
1. Большое значение для развития цифровой экономики количественного и качественного состава специалистов в области информационных технологий.
2. Высокую актуальность для развития цифровой экономики в России профессиональной ориентации школьников в области ИТ и их мотивации к изучению информатики.
3. Актуальность непрерывной сквозной подготовки ИТ-специалистов (школа – колледж – вуз – постдипломное образование).
4. Ключевую роль математического образования на всех ступенях ИТ-подготовки.
5. Перспективную роль дистанционного и смешанного обучения в области ИТ, конкурентные преимущества образовательных организаций, эффективно внедривших технологии электронного обучения при подготовке ИТ-кадров.
Конференция рекомендует:
Профильным министерствам России, Комитетам Государственной Думы ФС, институтам развития образования:
6. Поддержать увеличение контрольных цифр приема на ИТ-направления подготовки в соответствии с перспективными потребностями цифровой экономики согласно индикаторам национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».
7. Способствовать привлечению специалистов ИТ-отрасли к преподаванию в вузах и колледжах, в том числе путем снижения административной нагрузки на совместителей в системе преподавания, с целью усиления практической составляющей профессионального образования.
8. Поддержать проектные конкурсы, олимпиады, хакатоны и другие соревнования по алгоритмическому программированию и информационным технологиям, как инструмента популяризации и подготовки кадров для цифровой экономики.
9. При формировании требований к цифровым компетенциям для разных (не ИТ) направлений подготовки учитывать необходимость понимания базовых принципов информационных процессов и технологий в конкретной профессиональной области по направлению подготовки.
10. Изучить вопрос возможности снижения учебной нагрузки для преподавателей ИТ-дисциплин при увеличении объема научно-исследовательской работы по информационным технологиям.
11. Рассмотреть возможность создания ИТ-кампусов в образовательных организациях высшего образования, которые активно ведут подготовку ИТ-кадров и демонстрируют уверенный рост приема на ИТ-направления.
12. Обратить внимание на важную роль программирования в структуре примерных основных образовательных программ основного общего образования.
13. Рассмотреть возможность увеличения объема курса информатики в составе образовательной программы основного (полного) общего образования в 10-11-х классах с учетом задач цифровой экономики.
14. В мероприятиях национальных программ, посвященных развитию образования и кадров для цифровой экономики уделить особое внимание подготовке и повышению квалификации учителей информатики.
15. Проработать вопрос систематизации электронных образовательных ресурсов для учителей информатики. Расширить практику создания навигационных сервисов по информационным ресурсам и образовательным сервисам для организации обучения в помощь учителям информатики.
16. Рассмотреть формат грантовой поддержки преподавателей образовательных организаций, организующих подготовку по востребованному на отечественном рынке программному обеспечению и информационным технологиям.
17. Изучить возможности поддержки учителей информатики, способствующих активному распространению в школах практических навыков владения программным обеспечением, предназначенным для применения в ИТ-сфере в России.
Образовательным организациям высшего и среднего профессионального образования:
18. Участвовать в профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ на основе профессиональных стандартов в области информатики и вычислительной техники с участием экспертного сообщества АПКИТ. При подготовке к ПОА использовать онлайн-курс АПКИТ: http://spk-it.ru/poa/course/.
19. При подготовке ИТ-специалистов обратить внимание на перспективные технологии и новые специальности в области науки о данных и искусственного интеллекта, облачных технологий, создания современных программных систем, цифрового производства.
20. Обратить внимание на большую значимость изучения прикладных ИТ-дисциплин студентами бакалавриата и специалитета по направлениям подготовки в области ИТ на 1-м и 2-м курсах обучения.
21. Поддержать и развивать систему мотивации для образовательных программ и проектов, предполагающих активное участие в коллективной разработке программных продуктов.
22. Проработать рекомендации целесообразности применения смешанного и сетевого образования в условиях стремительного развития дистанционных форм обучения.
23. С целью поддержки форматов онлайн образования в области ИТ:
• обратить внимание на важность формирования и развития методик дистанционного обучения;
• поддержать создание студий для записи лекций и разработки онлайн-курсов;
• рассмотреть возможность обязательной организации образования одного дня в неделю в онлайн формате.
Образовательным организациям высшего образования:
24. Рекомендовать организацию курсов повышения ИТ-грамотности школьников с привлечением преподавателей и студентов.
25. Обеспечить прикладные аспекты подготовки ИТ-специалистов и формирование профессиональных компетенций в области ИТ для специальностей других направленностей, раскрывая базовые принципы процессов и технологий.
Образовательным организациям среднего профессионального образования:
26. Рекомендовать сочетать процедуры ГИА и/или аттестации по профессиональным модулям с независимой оценкой квалификации.
27. Принять участие в экспериментальном проведении ГИА в форме демонстрационного экзамена в сочетании с независимой оценкой квалификации.
ИТ-индустрии, Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ):
28. Разработать меры поддержки ИТ-компаний и их сотрудников, ведущих занятия в образовательных организациях.
29. Рассмотреть возможность поддержки и организации студенческих конференций, конкурсов исследовательских студенческих проектов, инкубаторов и акселераторов предпринимательских ИТ-проектов студентов.
30. С целью расширения практикоориентированного подхода в подготовке ИТ-специалистов поделиться практиками сотрудничества с вузами, представив информацию о них в реестре АПКИТ (https://edu.apkit.ru/).
31. При развитии реестра образовательных программ и инициатив АПКИТ предусмотреть возможность обратной связи по опыту реализации представленных инициатив.
32. Принимать активное участие в проведении профессиональной ориентации школьников на базе вузов, в государственных, отраслевых и частных проектах со школами.