Решение конференции - Преподавание ИТ в РФ - 2024>

16 - 17 мая 2024 г.

Преподавание информационных технологий в Российской Федерации - 2024

ИТ-Образование - 2024

Если есть вопросы

Решение конференции


РЕШЕНИЕ

Двадцатой второй открытой Всероссийской конференции
«Преподавание информационных технологий в Российской Федерации»

(2024 год)

Двадцать вторая открытая Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» состоялась 16-17 мая 2024 года в г. Твери. Конференция организована Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) совместно с Правительством Тверской области, в партнерстве с ассоциациями РУССОФТ, АРПП «Отечественный софт», Альянс RISC-V, при участии АНО «Цифровая Экономика». Конференция поддержана компаниями «Аквариус», «1С», «Сетевая Академия ЛАНИТ», «Хаб Знаний МойОфис», Postgres Professional и РЕД СОФТ.

Цель конференции – обмен передовым опытом взаимодействия университетов и индустрии информационных технологий при участии государства.

В мероприятиях конференции приняли участие 813 человек из 610 организаций в 213 городах, из них 360 участвовали очно, трансляции и записи конференции набрали около 2000 просмотров. В сборник конференции принято 216 тезисов докладов. Среди участников – ведущие преподаватели российских вузов, сотрудники и преподаватели колледжей, учителя информатики и ИКТ, представители научных организаций, институтов развития и коммерческих компаний.

В рамках конференции состоялась дискуссия «Кадры для Экономики данных – региональный аспект», прошли круглые столы «Роль и место университетов в "продолженном" образовании. ДПО и повышение квалификации. Потребности и инициативы работодателей в освоении новых технологий», «Подготовка специалистов для создания современного аппаратного обеспечения и программных экосистем», «Подготовка кадров в области разработки компьютерных игр», «Контакт с реальностью – как ориентир развития СПО в цифровой экономике региона», «Современные тенденции развития школьной информатики», «Изучаем отечественное: чего не хватает?». Участники конференции представили доклады на секциях: «Актуальные вопросы преподавания информационных технологий», «Современные технологии в подготовке ИТ-специалистов», «Предмет информатика: современные тенденции и перспективы», «ИТ-образование в школе. Где рождается будущее ИТ».

Для участников конференции были организованы 5 мастер-классов компаний по актуальным вопросам преподавания информационных технологий. Записи всех мероприятий доступны на сайте https://it-education.ru/conf2024/agenda/.

Конференция постановила отметить:

1. Благодарность системе образования за поддержку инициатив ИТ-индустрии, за качественное изменение кадровой ситуации.

2. Необходимость дальнейшего развития ИТ-кадровой инфраструктуры в Российской Федерации, подготовки специалистов для обеспечения технологического лидерства в сфере информационных технологий.

3. Благодарность Правительству Тверской области за содействие в организации конференции.

4. Большое значение инициатив и проектов «Код будущего», «Урок цифры», «Цифровые кафедры», «Цифровые профессии», существенно повлиявших на профориентационную работу с молодежью в области ИТ, и рост компетенций новых ИТ-кадров.

5. Необходимость усиления взаимодействия системы образования и индустрии, в том числе привлечения сотрудников ИТ-компаний для преподавания в вузах.

6. Необходимость получения практического опыта ИТ-преподавателей в ведущих ИТ и цифровых компаниях.

7. Важность повышения оплаты труда преподавателей ИТ-дисциплин для устранения дефицита преподавателей с необходимым уровнем компетенций.

8. Необходимость привлечения экспертов ИТ-отрасли и отраслевых ассоциаций в работу по обновлению учебных и методических материалов для формирования прикладных и практических занятий по разным российским технологиям и решениям.

9. Отметить важность совместных образовательных инициатив ИТ-компаний и региональных органов государственной власти для формирования ИТ-экосистемы в регионе. В этой связи отметить пример пилотного проекта Тверской области и ГК «Аквариус» по созданию новой экосистемы робототехники отечественного производства в образовании.

10. Отметить важность работы ИТ-компаний по созданию образовательных продуктов по своим разработкам, рекомендовать развитие системы авторизованных курсов и организации авторизованного обучения через образовательные организации ДПО.

Конференция рекомендует:

Профильным министерствам России, Комитетам Государственной Думы и Совета Федерации ФС РФ, институтам развития образования:

11 Рекомендовать Минобрнауки России совместно с Минцифры России и отраслевыми ИТ экспертами проработать вопрос актуализации перечня направлений для сбалансированного роста приема на бюджетные места в сфере ИТ с учетом планируемого изменения перечня направлений.

12. Одновременно с повышением контрольных цифр приема прогнозировать и осуществлять в необходимом объеме подготовку ИТ-преподавателей.

13. Обратить внимание Минобрнауки России на важность того, что при увеличении количества бюджетных мест в ООВО на ИТ-направления в целях сохранения качества образования, необходимо рекомендовать вузам тратить часть средств на повышение квалификации преподавательского состава и развитие материальной базы соответствующих ИТ подразделений (институтов, факультетов, кафедр и т.д.).

14. Рекомендовать Минобрнауки России и Минцифры России рассмотреть возможность дальнейшей реализации проекта «Цифровые кафедры» в рамках «Приоритет-2030»

15. Рекомендовать Минобрнауки России рассмотреть возможность оптимизация показателей по проекту "цифровые кафедры" с целью обеспечения качества образования.

16. Рекомендовать Минобрнауки России и Минцифры России при реализации различных программ ДПО в сфере ИТ на базе ООВО использовать накопленный опыт цифровых кафедр по взаимодействию с ИТ-индустрией.

17. Рекомендовать Минобрнауки России смягчить требования наличия ученой степени для преподавателей по ИТ-специальностям при условии наличия опыта практической деятельности в сфере ИТ.

18. Рекомендовать Минобрнауки России пересмотреть квалификационные требования для педагогических работников, привлекаемых к преподаванию ИТ-программ, в целях допуска обучающихся по программам магистратуры по соответствующим направлениям подготовки к замещению должности ассистента (преподавателя).

19. Рекомендовать Минпросвещения России и Минобрнауки России создание комплексных программ повышения квалификации преподавателей с изучением преимущественно российских технологий при участии ИТ-компаний в разработке новых и обновлении имеющихся программ.

20. Рекомендовать Минпросвещения России и Минобрнауки России внедрить дополнительные программы поддержки (КПЭ, баллы, знаки отличия и т.п.) «Использую российское» для стимулирования образовательных организаций к переходу на отечественный софт.

21. В условиях изменения системы образования в образовательных программах подготовки ИТ-специалистов развивать преподавание ИТ-дисциплин на протяжении всего периода обучения, не снижая количества выделяемых на них часов, в том числе на младших курсах.

22. Рекомендовать Минтруду России провести уточнение общероссийского Классификатора занятий, дополнить занятием для Специалистов по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ): разработка системного ПО, в том числе программных платформ, ОС, СУБД, инструментария (в 25 подгруппе 2-й группы) – документ «ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст);

23. Рекомендовать Минпросвещения России включить в школьную программу по учебному предмету «Информатика» (углубленный уровень)  вопросы по архитектуре компьютера, функциям операционных систем, концепции и основным характеристикам языков программирования высокого и низкого уровней, предметно-ориентированных языков.

24. Профильным ФУМО по УГСН 09, 02, 01: рассмотреть предложение засчитывать за повышение квалификации работу (по совместительству и по основному месту работы) в ИТ-компаниях на профильных должностях.

25. Предложить Минобрнауки России и Минпросвещения России довести до сведения образовательных организаций о существовании специальных программ и инициатив ИТ-компаний, проинформировать о существовании Каталога образовательных инициатив АРПП «Отечественный софт» для подбора требуемого программного решения и каталога образовательных инициатив «ЦифрОбраз» (https://цифробраз.рф).

Образовательным организациям высшего и среднего профессионального образования:

26. Отметить приоритетность задач подготовки квалифицированных специалистов для разработки отечественной ИКТ-электроники и системного программного обеспечения; для решения данной задачи обратить внимание на необходимость развития комплексного практико-ориентированного инженерного образования с вовлечением работодателя и использованием отечественных решений и открытых стандартов и спецификаций, в т.ч. RISC-V технологий.

27. Обратить внимание на развитие информационных кампаний о достижениях российского ИТ-сектора в формате, понятном студентам всех уровней обучения.

28. В рамках развития программ подготовки специалистов для игровой индустрии обратить внимание на необходимость

·         формирования и развития у обучающихся базовых знаний и навыков в математике, алгоритмах, программировании, системного, логического и алгоритмического мышления, присущих традиционной ИТ-подготовке.

·         формирования и развития научной базы, существенной для данной сферы (HCI, AI, VR, AR etc.).

29. При разработке учебных планов учитывать опыт отечественных ИТ-компаний в части обучения по направлениям ИТ и робототехники, а также максимально вовлекать индустриальных экспертов из компаний, имеющих решения в указанных областях, в образовательный процесс.

30. Рекомендовать профильным образовательным организациям провести с участием экспертного сообщества, включая представителей вузов, проводящих подготовку по ИТ-специальностям, и ИТ-отрасли, обсуждение структуры и содержания углубленного уровня образовательной программы среднего полного общего образования по информатике.

Рекомендовать ИТ-индустрии:

31. Деятельно участвовать в подготовке будущих ИТ-специалистов, в том числе направлять сотрудников компаний преподавать в образовательных организациях, предоставлять возможность прохождения производственной практики и стажировок, участвовать в разработке и экспертизе образовательных программ, выпускных квалификационных работ.

32. Развивать инструменты взаимодействия и поддержки системы ИТ-образования, такие как каталоги образовательных инициатив и другие.

33. Комитету АПКИТ по образованию проработать, Институту развития профессионального образования и Минпросвещения России рассмотреть возможность реализации сервиса для работодателя для доступа к демонстрационным проектам выпускников среднего профессионального образования, включая сопутствующие материалы и ресурсы, а также регламент такого доступа.

34. Для первокурсников среднего профессионального образования в рамках введения в специальность проводить лекции с целью ознакомления с текущими и перспективными задачами индустрии, уделив особое внимание малым городам.






Организаторы

APKIT-logo-color_sm_210.jpg

Герб ТО Ш.jpg



Спонсоры

logo_1c.png

Aquarius_Eng.png

Мой Офис


для сайта.png


LOGO_REDSOFT_R.png


PostgresPro_logo (1).png


Образовательный партнер
в Твери
Логотип ТвГТУ.png
При поддержке

Руссофт

RISC-V_Alliance.png
TPP_sm

rus.png